Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (812) 982-22-17 E-mail: reg@rizmaxima.ru
197341, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Комендантский Аэродром, пр-кт Королёва, д.7, литера А, пом. 7-Н, пом. 119
Тел: (3952) 500-841 E-mail: cntd@irk.ru
664011, обл. Иркутская, г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40, офис 305/309
Тел: +7 (3012) 23-11-66 E-mail: cntd@irk.ru
670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Павлова, д.2а, оф 33
Тел: +7 (383) 3-196-871 E-mail: cntd-nsk@mail.ru
630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко 165, офис 718
Тел: +7 (4162) 533-830
675001 Амурская область, г. Благовещенск, ул. Октябрьская, 173/1, каб. 703
Тел: +7 (4012) 99-44-45 E-mail: ros-soft@mail.ru
236038, г. Калининград, пер. Майский, 3, офис 7
Задать вопрос
01.06.2023
Дорога к РИМу: итоги первых месяцев внедрения ресурсно-индексного метода ценообразования

     В III квартале 2023 года завершится переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Вслед за первыми участниками пилотного проекта Минстроя России по переходу на РИМ - Приморским краем, Ивановской, Курской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской и Ростовской областями - во II квартале планируют перейти на более прогрессивный способ определения текущей стоимости строительства еще 13 субъектов РФ, в III квартале - все остальные регионы. Опыт его применения, который еще только нарабатывается, стал предметом беседы "Стройгазеты" с исполняющим обязанности заместителя начальника Главгосэкспертизы России Сергеем Головиным:
     
     - Сергей Викторович, спустя три месяца можно ли оценить первые результаты перехода на РИМ?
     
     - Для этого пока недостаточно данных. Напомню, что переход на РИМ начался после размещения данных о стоимости строительных ресурсов в текущем уровне цен и индексов по однородным группам в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Перед тем, как первые субъекты РФ перешли на РИМ, мы совместно с ними оценивали, как этот переход повлияет на стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов. Уже тогда было понятно, что изменения в цене строительства по сравнению с базисно-индексным методом, от которого мы уходим, будут несущественные - до 10% как в большую, так и в меньшую сторону. При этом в части стоимости капремонта изменения цены будут выше.
     
     В настоящее время регионы, перешедшие на РИМ, только осуществляют разработку проектной документации, потом будет ее государственная экспертиза, в том числе проверка достоверности определения с помощью РИМ сметной стоимости, затем конкурсы, заключения контрактов. И только тогда можно будет оценить на практике фактическое влияние РИМ на стоимость построенных объектов.
     
     Следует отметить, что РИМ дает возможность определить не только стоимость строительства объекта в целом, но и стоимость отдельных видов работ, стоимость конструктивных решений и стоимость всех строительных ресурсов. Это позволяет заказчику достовернее прогнозировать цену объекта, начальную (максимальную) цену контракта, а подрядчику рассчитывать себестоимость строительства объекта, оценивать потенциальную прибыль и свои возможности завершить строительство объекта за оговоренную цену.
     
     При этом мы понимаем, что новые процедура, формы составления сметной документации и порядок определения стоимости стройресурсов, конечно, вызывают вопросы. Чтобы переход был максимально комфортным и простым, мы совместно с регионами перед первоначальным размещением цен во ФГИС ЦС предварительно рассматриваем сформированные сметные цены, чтобы не было скачков, перекосов, недостоверных данных. Работа эта сложная и долгая, и, чтобы уложиться в намеченные сроки, сотрудники нашего центра мониторинга работают практически круглосуточно и без выходных, за что им отдельное спасибо!
     

     Кроме того, для упрощения работы специалистов-сметчиков на сайте ФГИС ЦС был создан специальный раздел, который посвящен переходу на РИМ. Там размещены презентации, видеоматериалы, ответы на типовые вопросы, примеры составления сметной документации, форма обратной связи и т.д. Он очень популярен, и во многом благодаря ему обратная связь с регионами у нас постоянная, мы все время в контакте.
     
     Контракты станут "прозрачными"
     
     - Сергей Викторович, какие задачи удалось решить путем дробления затрат по элементам, и станет ли в результате проще процедура формирования сметы контракта по ФЗ-44?
     
     - Переход на РИМ предусматривает определение цены каждого элемента сметной документации в текущем уровне цен. Это укладывается в логику законодательства о контрактной системе.
     
     Напомню, что согласно внесенным в 2019 году изменениям в закон о контрактной системе расчет выполненной работы осуществляется по смете контракта, но при этом смета контракта должна составляться без использования сметных нормативов. В соответствии с этими изменениями Минстрой России установил порядок определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и составления для него сметы. В соответствии с данным регламентом прошедшая экспертизу сметная документация, составленная с использованием сметных нормативов, укрупняется до видов работ, конструктивных решений и переводится в уровень цен периода исполнения работ. Но при этом зачастую заказчик при составлении проекта сметы контракта цену видов работ, конструктивных решений рассчитывал как произведение базисной стоимости суммы работ, определенной по единичным расценкам, на индекс в целом по объекту. Это приводит к большим искажениям, поскольку индекс в целом по объекту учитывает структуру тех затрат, которые приняты в целом по объекту, а в конкретных конструктивных решениях тех или иных элементов используются другие виды материалов, машин и оборудования. Следствием чего являлись споры между заказчиком, подрядчиком и даже контрольными органами о том, высокие или, наоборот, слишком низкие цены использовались при формировании сметы контракта.
     
     При переходе на РИМ стоимость каждого из таких элементов будет определена достоверно, потому что с помощью этого метода стоимость материалов и механизмов, необходимых для устройства этого элемента, будет сразу сформирована в текущем уровне цен без промежуточной индексации. Поэтому вопросов о том, что стоимость какого-то конструктивного элемента была определена неверно, уже возникать не должно. И если вдруг по той или иной причине контракт будет расторгнут, то, поскольку стоимость всех элементов объекта была определена правильно, максимально верно будет определена и стоимость выполненных и оставшихся невыполненными работ.
     

     - При новой системе ценообразования продолжат ли действовать механизмы пересчета контрактов по постановлению кабмина N 1315?
     
     - Спасибо за вопрос, он очень актуальный. Порядок пересчета цены контрактов в связи с ростом цен на стройресурсы установлен постановлением Правительства РФ N 1315 от 9 августа 2021 года. Напомню, что указанное постановление позволяет пересчитывать цену только тех контрактов, которые были заключены до 31 декабря 2022 года.
     
     Учитывая, что сметная документация составляется с использованием РИМ начиная с I квартала 2023 года, то действие этого постановления на контракты, цена которых определена на основании такой сметной документации, в настоящее время не распространяется. То же самое относится к корректировке цены контрактов, которые были заключены до конца прошлого года. Расчет изменения цены таких контрактов также будет производиться с использованием базисно-индексного метода (БИМ). Но поскольку значительное изменение стоимости стройресурсов, которое нельзя было предвидеть при заключении контракта, возможно и в будущем, Минстрой России с участием Главгосэкспертизы готовит изменение в законодательство, позволяющее на системной основе пересчитывать цену таких контрактов. При этом проблема решается в комплексе, как в части актуализации алгоритмов расчета и видов индексов прогнозной инфляции Минэкономразвития РФ, используемых при определении НМЦК на строительство, так и в части изменения законодательства о контрактной системе, в части возможности изменения цены контракта в случае существенной разницы (сейчас рассматривается значение в 10%) между значениями прогнозной и фактической инфляции. При этом для создания равноправных условий предполагается как увеличение стоимости контракта в связи с ростом цен на стройресурсы, так и ее снижение в случае, если цены будут опускаться.
     
     В помощь сметчикам
     
     - Как обновился состав сборников сметных цен и нормативов и какие из них вовсе отменяются при новом методе расчетов? Какие документы станут главными подручными материалами сметчиков для точного расчета цены?
     
     - При определении сметной стоимости РИМ используются размещенные во ФГИС ЦС сборники государственных элементных сметных норм (ГЭСН), данные о стоимости строительных ресурсов в текущем уровне цен, сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ФССЦ-2022) и сборники сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов (ФСЭМ-2022) в уровне цен на 1 января прошлого года, индексы по группам однородных строительных ресурсов, а также методики, регламентирующие порядок составления сметной документации и определяющие стоимость отдельных видов затрат. Все указанные документы постоянно актуализируются, в том числе и с учетом обращений граждан и юридических лиц.
     

     В рамках перехода на РИМ сформирована и утверждена ФСНБ-2022, в которую по состоянию на сегодня шестью дополнениями и изменениями включено 15177 новых и актуализированных сметных норм, в том числе 2281 новых. Следует отметить, что особое внимание уделяется сметным нормам на работы, предусматривающие применение современных высокопроизводительных машин и механизмов, а также современных стройматериалов. Выполнены работы по комплексному пересмотру и актуализации сметных норм, связанные с анализом стройресурсов, входящих в них. Формирование сборников сметных цен ФССЦ-2022 и ФСЭМ-2022 в новом уровне цен выявило потребности в исключении дублирующих позиций, подборе аналогов, уточнении применяемых машин и материалов в нормах. Так, например, расчет сметных цен на эксплуатацию техники и проводимый для него мониторинг стоимости ресурсов выявили машины, снятые с производства, не выпускающиеся и не применяемые в современном строительстве.
     
     Как я уже сказал, к сформированной и утвержденной в IV квартале 2022 года Минстроем России базе ГЭСН уже вышло шесть дополнений, которые добавили 255 новых норм и 474 актуализированные нормы, 753 новых позиций стройматериалов и 836 единиц актуализировали, в том числе поменяли их наименования и кодировку, а 19 ресурсов, которые уже не используются, были удалены. Кроме того, мы добавили в сметно-нормативную базу 30 новых машин и откорректировали 11 машин. Также хочу отметить, что на текущий момент в ФСБЦ-2022 включено 41105 сметных цен на материалы и оборудование и в ФСЭМ-2022 включены сметные цены на эксплуатацию 1641 машины и механизма.
     
     Чтобы перейти на РИМ, мы обновили все методики, которые касаются порядка определения стоимости ресурсов в текущем уровне цен. Это методики определения сметных цен материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов и оплаты труда. Также мы внесли изменения в методику определения сметной стоимости строительства. Кроме того, сейчас перерабатываются и разрабатываются новые методики по порядку определения стоимости проектных работ и инженерных изысканий, на основании которых в том числе будут разработаны нормативы затрат на выполнение таких работ.
     
     Хочу обратить внимание, что технология составления сметной документации практически не поменялась. Раньше сметчик брал ведомость объема работ и расценивал их по единичным расценкам (ФЕР, ТЕР). Теперь при составлении сметной документации будут использоваться государственные сметные нормы (ГЭСН) и сметные цены стройресурсов. Учитывая, что единичные расценки разработаны на основании сметных норм, наименования сборников и разделов, наименования и шифры работ не изменились. Поэтому сметчик будет работать с привычными ему наименованиями, в известных для него программных комплексах. Кроме того, как я ранее говорил, на сайте ФГИС ЦС мы создали специальный раздел, посвященный переходу на РИМ, который предназначен для облегчения работы специалистов.
     

     - Как же будут вноситься изменения в сметы, разработанные с применением БИМ?
     
     - Порядок составления и экспертизы сметной документации регламентируется постановлениями Правительства РФ N 87 и N 145. Недавно в указанные документы были внесены корректировки, которыми установлены особенности корректировки сметной документации, ранее составленной базисно-индексным методом, а также установлен порядок составления и экспертизы сметной документации РИМ. Этими изменениями предусмотрено, что в сметную документацию, которая была составлена с использованием базисно-индексного метода, поправки также вносятся с применением БИМ. В случае если на территории субъекта РФ осуществлен переход на РИМ, сметная документация по вновь проектируемым объектам составляется исключительно с использованием РИМ. Таким образом, разработка индексов, применяемых при составлении сметной документации БИМ, будет продолжена еще несколько лет.
     
     Задача для экспертов
     
     - Как новый порядок ценообразования повлияет на ход и результаты экспертизы сметной стоимости объектов?
     
     - Выше я уже говорил об изменениях в двух постановлениях правительства. Добавлю, что они немного скорректируют еще и предмет проверки достоверности определения сметной стоимости. В целом схема проверки не изменилась, но есть некоторые уточнения, связанные с количеством применяемых индексов. Повторюсь, раньше был один индекс в целом по объекту, а сейчас индексы будут не к строительно-монтажным работам или элементам прямых затрат, а к стоимости стройресурсов, при этом оплата труда строителей будет браться из ФГИС ЦС в текущем уровне цен.
     
     Соответственно, необходимо проверить правильность применения индекса и полученное от перемножения значение. Но эта задача стандартизирована и легко может быть реализована программными средствами. Для упрощения рутинных процессов нами уже разработан автоматизированный комплекс, который будет сравнивать индексы в конкретной смете с индексами, утвержденными Минстроем России. О результатах проделанной машиной работы эксперт узнает, только когда будет выдаваться протокол. В нем будет указано, правильно ли применены индексы. При этом он сразу сможет выдавать свои формализованные замечания. Так что благодаря добавленным автоматическим средствам проверки смет объем труда эксперта не увеличится.
     
     Однако не все можно возложить на машину. Анализ правильности применения норм, сметных цен, поправочных коэффициентов, определения объемов также будет осуществляться экспертом. Пока компьютер не настроишь так, чтобы он проверял это за эксперта, без человека здесь не обойтись. В последующем благодаря применению элементов искусственного интеллекта, возможно, и эту работу можно будет поручить машине. Также следует отметить, что если на какие-либо работы нормативы не установлены, или отсутствуют данные о ценах на отдельные стройресурсы, то сметная стоимость таких работ и ресурсов определяется по результатам конъюнктурного анализа цен. Он будет проводиться, как и прежде: будут представляться три прайс-листа, и затем проверяться, была ли выбрана минимальная цена. Мы надеемся, что по мере расширения номенклатуры представленных во ФГИС ЦС цен ресурсов необходимость в таком анализе уменьшится.
     

     - Но в отличие от экспертов у проектировщиков не всегда есть соответствующая подготовка для проведения конъюнктурного анализа. Целесообразно ли в этой ситуации в проектных организациях нанимать для этого специалистов?
     
     - Каждый руководитель решает задачу организации работы своего подразделения самостоятельно. Может, у него есть грамотный сметчик широкого профиля с наработанной базой, который может осуществлять мониторинг, и поэтому привлечение еще одного специалиста не требуется. Или это специализированная проектная организация, осуществляющая проектирование типовых объектов, работники которой хорошо ориентируются в ситуации на рынке.
     
     Следует отметить, что в России часто у подрядчика имеется подразделение, осуществляющее разработку проектной документации, или целый проектный институт. Соответственно, снабженец, который работает у подрядчика, сразу передает необходимые данные проектировщику. Важным является тот факт, что проведение мониторинга цен на стройресурсы, учитываемые в сметной документации по "прайсам" в текущем уровне цен, учтено стоимостью проектных работ и дополнительно не оплачивается.
     
     При решении поставленного вами вопроса надо также учесть, что количество ресурсов, которые определяются по конъюнктурному анализу, незначительно, так как абсолютное большинство из них есть во ФГИС ЦС. Также, на мой взгляд, наши коллеги-сметчики часто хитрят и в целях увеличения сметной стоимости не используют информацию о стоимости ресурса, которая есть в сборнике сметных цен, а прибегают к конъюнктурному анализу, пытаясь доказать, что именно его ресурса в базе нет. Но в большинстве таких случаев наши эксперты возвращают подобные сметы на доработку. Так что, учитывая, что конъюнктурный анализ не требует такого уж большого объема работ, на мой взгляд, для его проведения не нужен специальный человек.
     
     В конце я хочу повторить, что переход на РИМ позволит определять достоверно стоимость как каждого отдельного стройресурса, так и объекта в целом.
     
     
     
     Источник:
     "Строительная газета"
     https://sroportal.ru/