Профессиональные справочные системы для специалистов
Тел: +7 (812) 982-22-17 E-mail: reg@rizmaxima.ru
197341, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Комендантский Аэродром, пр-кт Королёва, д.7, литера А, пом. 7-Н, пом. 119
Тел: (3952) 500-841 E-mail: cntd@irk.ru
664011, обл. Иркутская, г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40, офис 305/309
Тел: (3012) 23-11-66 E-mail: bnk-plus@mail.ru
РФ, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой 9, стр. 14
Тел: +7 (383) 3-196-871 E-mail: cntd-nsk@mail.ru
630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко 165, офис 711
Тел: +7 (4162) 533-830
675001 Амурская область, г. Благовещенск, ул. Октябрьская, 173/1, каб. 703
Тел: +7 (4012) 99-44-45 E-mail: ros-soft@mail.ru
236038, г. Калининград, пер. Майский, 3, офис 7
14.07.2020
Социологи пришли к выводу, что необходимо развивать инициативы по созданию серебряных университетов

Исследователи ТюмГУ изучили влияние неформального образования на человеческий капитал, в том числе на людей зрелого и старшего возраста. Работа проходила в рамках проекта РФФИ.

Серия фокус-групп (групповые интервью) показали, что для поколения оттепели и мобилизационного поколения в неформальном образовании важны доступность и простота. Как пояснили социологи, уровень цифровой грамотности этих поколений не позволяет им свободно пользоваться открытыми образовательными онлайн-ресурсами, даже смартфоны они используют преимущественно для связи с родственниками или друзьями.

«Проведенная серия фокус-групп показала тенденцию к расширению образовательного пространства практически всех поколений. При этом стремление к образованию у старших поколений становится более осмысленным. Это важно, поскольку в демографической структуре человеческого капитала начинают доминировать именно эти поколения», — комментирует доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского госуниверситета Марина Кичерова.

Многие пожилые люди сохраняют активный интерес к учебе, установки на общественно-полезную деятельность. Свой познавательный интерес они реализуют в университетах «третьего возраста», где среди прочего изучают правовую и финансовую грамотность. Позитивным примером может быть опыт Московского серебряного университета, однако в регионах такие практики малочисленны.

Однако, по мнению экспертов, человеческий капитал старших поколений не используется в полной мере, имеющийся у них опыт и знания не находят должного применения в продуктивной экономической деятельности. На сегодняшний день эксперты отмечают низкую вовлеченность пожилых российских граждан в образовательную деятельность. К примеру, в Китае действуют 5 тыс. университетов «третьего возраста», в которых обучаются одновременно миллион слушателей. В России, где живет в 10 раз меньше, чем в Китае, таким обучением охвачено практически в 40 раз меньше граждан.

Для представителей трех старших поколений неформальное образование становится способом приобщения к социуму. «Многие из них имеют активный интерес к учебе, установки на общественно-полезную деятельность. Эффективным здесь является обучение в малых и семейных группах. Восполнение цифровых навыков старших поколений могло бы существенно обогатить человеческий капитал в регионах», — заключила Марина Кичерова.